Выбрать страницу

Французские шторыС чего все начиналось
Само название французских штор говорит о том, откуда они пришли в мир текстильного декора. Совпавшее с появлением стиля барокко в возродившейся Италии, правление французского короля Людовика XIV провозгласило тотальный гедонизм не только в повседневной жизни — дизайне одежды и кулинарных изысках, но и в живописи, музыке, архитектуре, а также, безусловно, и в текстильном оформлении интерьеров. Пышные залы, громадные окна, изящно инкрустированные изгибы мебели — все это не могло не отразиться на внешнем виде занавесей. И поэтому дизайнеры того времени использовали дорогие ткани с отделкой ручной работы, которыми они обивали стены, и для создания пышных ниспадающих драпировок, образованных из ровных полукруглых складок ткани (фестонов) по всей высоте.Текстильный мир, как известно, не ограничивается одним лишь стилем, и у каждого удачного решения так или иначе возникают родственники. Случай с французскими шторами — не исключение. Практически одновременно в близлежащих землях возникли шторы австрийские, сейчас чаще известные как фестонные. Но в силу особенностей менталитета, австрийские шторы отражали замену излишнего гедонизма практическими соображениями: максимум удобства и минимальное для создания эффекта пышности количество ткани. Тремя словами, quadratish, praktish, gut.

Время расставило точки над i — австрийские шторы применяются и сейчас на кухнях, ванных комнатах, летних кафе и на загородных верандах. Однако для декора окон в парадных помещениях, отелях, классических ресторанах, театрах или государственных учреждениях выбор в большинстве случаев однозначен — шторы французские! Потому-то совершенно не случайно, что большая часть окон московского Кремля украшена именно такими шторами. И конечно же, их использование в квартирах, особняках, загородных домах способно подчеркнуть роскошь любого интерьера, ведь их пышные складки с первого взгляда уводят в то самое классическое наслаждение окружающим пространством, что когда-то было краеугольным при дворе французского короля Людовика XIV…

Французские шторы в спальнюС чего начинаем мы
Французские шторы относятся к виду подъемных штор — они не раздвигаются в стороны, а собираются в верхней части оконного проема, сохраняя при этом красивые, волнообразные складки по всей длине. Когда такую штору поднимают, ткань собирается пышными гроздьями, при этом в опущенном состоянии все многочисленные рюши сохраняются. При этом французские шторы предполагают обрамление непосредственно самого проема окна — и поэтому, кстати, они являются наиболее подходящими для арочных окон — хотя при желании можно заказать шторы длиной и до пола.

Технология пошива французских штор несложна, но в ее кажущейся простоте скрывается множество нюансов — например, таких, как правильная пропорция сборок. Для получения наиболее роскошных складок берется ткани, в среднем, в три раза больше по высоте и в два раза больше по ширине от размеров готового изделия. Впрочем, как и везде, нужно соблюдать меру — слишком большое количество ткани ведет или к мелкой ряби, или к слишком тяжелому ощущению при виде таких занавесей.

Далее ткань собирают волнообразными складками и разделяют шнурами на симметричные вертикальные секции — основы для рюшей. Иногда на них снизу пришивается бахрома или кант, хотя тут уже можно дать волю самой смелой фантазии: некоторые дизайны дополняются и стразами Сваровски, и элементами из мебельных ансамблей в декорируемом помещении.

Французские шторы для ваннойВыбираем ткани
Французские шторы традиционно изготавливаются из тонких и легких тканей — батиста, шелка с гладкой текстурой или вытканного камчатным узором, других материалов пастельных цветов. Можно использовать и легкую прозрачную вуаль или органзу. Главное требование к ткани — пластичность, ведь в таких шторах большое количество сборок и рюшей, а значит необходимо, чтобы драпировка ложилась мягкими, плавными складками.

В последнее время все чаще используются и современные плотные ткани различных цветов, что приводит к эффекту жесткой, пышной складки — например, широко распространены ткани на основе полиэстра, которые по мягкости не уступают шелку, но превосходят его по практичности — их легко стирать, они не выгорают и не дают усадки.

Пошив французских шторУправление — дело тонкое
При декорировании окон французскими шторами необходимо обращать внимание на то, какую функциональность они будут нести. Если шторы декоративные — то есть полукруглые складки есть, но они фиксированные и их не изменишь — то используется обычный профильный карниз, а поднимаются такие шторы вручную.

Если же занавеси должны быть управляемые, то в этом случае применяются современные системы и подъемные механизмы, которые позволяют без труда открывать и закрывать проем окна. Такая штора при помощи специального цепочного механизма, расположенного на карнизе, может подниматься и фиксироваться на желаемой высоте. При этом управление можно еще облегчить, используя радиоуправляемые карнизы, что особенно актуально в текстильном декоре домашних кинотеатров и малых сцен.

Французские шторыВзгляд в настоящее
Французские шторы в силу своей истории — неотъемлемый элемент классического интерьера, ведь их отличает помпезность и подчеркнутая роскошь. Там, где стоит антикварная мебель — они являются идеальным решением, особенно если занавеси дополнить классическими портьерами с кистями и ламбрекенами.

Французская штора в холле с легкостью настраивает посетителей на торжественный лад — актовые и банкетные залы школ и детских садов, университетов и театров, отелей и ресторанов — список применения огромен. Более того, элегантный рисунок штор способен создать подходящую атмосферу респектабельности и солидности, например, в интерьере классического кабинета или в приемной государственных учреждений и банков.

И в то же время не стоит забывать и про совсем иные, романтичные помещения. Например, спальня, будучи оформлена французскими шторами с затейливым цветочным узором, смотрится так же непринужденно и свободно, как и влюбленная парочка на Елисейских полях.

Вывод однозначен — проверенное временем актуально всегда и везде!

© Автор — Петр Бузовкин. Статья опубликована в журнале «Текстиль для дома» (#10) 2009